Режим работы:
9:00 - 21:00 ежедневно
29 Oct 2024

Как правильно выбрать моторное масло для грузовиков

Как правильно выбрать моторное масло для грузовиков

Рассмотрим в статье как самостоятельно подобрать моторное масло для грузовиков. Расскажем почему не рекомендуется использовать масла для легковых автомобилей в двигателях грузовых автомобилей. На какие важные моменты, характеристики обратить внимание перед покупкой.

Особенности масел для грузовой техники

Для начала ответим на главный вопрос - почему не рекомендуется использовать масла для легковых автомобилей в двигателях грузовых автомобилей. На это несколько причин:

1. Двигатели грузовиков и легковых авто изготовливаются из разных металлов, при взаимодействии некоторых металлов и неправильно подобранного расходного материала может произойти преждевременное старение масла.

2. У грузового транспорта гораздо больше интервалы замены масла, чем у легковых машин.

3. У большинства грузовиков существуют специальные системы фильтрации выхлопных газов и контроля выбросов, например для сажевых фильтров требуются специальные масла, предотвращающие образование отложений. А при использовании неправильно подобранного масла (например, более зольного масла) сокращается срок службы фильтра.

4. Для двух разных категорий авто существуют разные требования к вязкости. Двигатели грузовых автомобилей работают при более высоких нагрузках и температурах, требующих масел с соответствующими характеристиками вязкости. Легковые масла могут не обеспечивать должной защиты при таких условиях.

5. Масла для легковых автомобилей зачастую содержат разные присадки, которые могут быть недостаточно эффективными или даже вредными для грузовых двигателей.

Всё это обуславливает необходимость использования специфических масел, разработанных с учётом особенностей работы грузовых автомобилей.

Как самостоятельно подобрать моторное масло для грузовиков

Для тех, кто подбирает моторное масло самостоятельно необходимо обратить внимание на несколько характеристик:

- класс вязкости по SAE;

- класс качества по API , ACEA или ILSAC;

- надежность марки (бренда) с хорошими отзывами;

- химический состав (минеральное, полусинтетическое или синтетическое масло).

Классификация по вязкости (SAE)

Вязкость масла выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел:

1. Зимние - обозначаются буквой "W" (от англ. winter-зима) и цифрой: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Что обозначают все эти цифры для зимних масел:

Проворачиваемость - это характеристика, которая помогает определить динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло сохраняет достаточную текучесть для успешного запуска двигателя.

Прокачиваемость -  это динамическая вязкость масла, при которой оно способно свободно перемещаться по системе смазки, предотвращая работу двигателя в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости на 5 градусов ниже, чем температура проворачиваемости.

Кинематическая вязкость при 100°С — это показатель, который определяет минимальную и максимальную вязкость моторного масла в условиях работающего двигателя.

При выборе моторного масла для зимы, необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в Вашем регионе:

  • 0W - для температур - 35 и ниже;
  • 5W - для температур до -30  ;
  • 10W - для температур до -25  ;
  • 15W - для температур до -20  ;
  • 20W - для температур до -15  ;
  • 25W - для температур до -10  ;

2. Летние - обозначаются без буквы, только цифрой: SAE 16, 20, 30, 40, 50, 60.

Что обозначают цифры на летних маслах:

Минимальные и максимальные кинематические вязкости при 100°С — это показатели, которые определяют пределы вязкости моторного масла при работающем двигателе.

Минимальная вязкость при 150°С и скорости сдвига 106 с⁻¹. Градиент скорости сдвига представляет собой соотношение скорости перемещения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига вязкость масла уменьшается, но при снижении скорости сдвига она снова начинает расти.

При выборе моторного масла следует отметить, что большинство европейских автопроизводителей рекомендуют масла класса SAE 30 и выше. Это объясняется высокой тепловой нагрузкой современных двигателей внутреннего сгорания, а также наличием высоких температур, давления и скоростей сдвига в различных частях двигателя (таких как поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В таких условиях масло должно сохранять достаточную вязкость для образования масляной пленки и охлаждения пар трения.

Эта задача особенно важна для предотвращения износа, заклинивания и прочего в жару или при длительном простое в пробке, когда отсутствует обдув и охлаждение двигателя потоками воздуха, что может привести к перегреву масла в картере. 

3. Всесезонные - обозначаются как зимние и летние, разделяются тире: SAE 0W-20, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-40, 15W-50, 20W-50. 

Что обозначают цифры на всесезонных маслах:

Чем ниже число перед буквой W, тем меньшая вязкость масла при низкой температуре, что облегчает холодный запуск двигателя и улучшает его прокачиваемость в смазочной системе. В то же время, чем выше число после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре, что обеспечивает более надежное смазывание двигателя в жарких условиях.

Классификация по качеству

Существуют 3 основных класса моторных масел по качеству:

  • API - американского института нефти.
  • АСЕА - ассоциации европейских производителей.
  • ILSAC – международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Согласно этому, моторные масла подразделяются для:

  • бензиновых двигателй;
  • дизельных двигателей.

Классификация API

Существует буквенно-цифровой код, по которому понятно обозначение класса масла.

  • первая буква означает вид масла: «S» - автомасла для бензиновых двигателей или «C» - масло для дизельного мотора.
  • вторая буква означает – чем дальше по алфавиту буква, тем выше качество моторного масла. В настоящий момент спецификация N – высший действующий класс.

Пример 1: API SJ - масло американского производителя, предназначенное для бензиновых двигателей.

Пример 2: API CF-4 - масло американского производителя, предназначенное для дизельных двигателей.

Пример 3: или же API SJ/CF-4 - масло американского производителя, предназначенное для бензиновых двигателей в приоритете, но подойдут и для дизельных двигателей.

Классификация ACEA

Hазделяет моторные масла на 3 класса:

• A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;

• C — малозольные, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;

 E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A1/B1 Разработаны для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые предназначены для работы с увеличенными интервалами замены. Эти масла обеспечивают низкий коэффициент трения и обладают низкой вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s). Однако, они могут оказаться неподходящими для некоторых двигателей, поэтому важно следовать рекомендациям в инструкции по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизелей, разработанных для использования с увеличенными интервалами замены, соответствующими рекомендациям производителей двигателей, а также для тяжелых условий эксплуатации или всесезонного использования маловязких масел.

A3/B4 Эти масла предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и дизелей с системой непосредственного впрыска топлива и могут заменять масла класса A3/B3.

A5/B5 Эти масла разработаны для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизелей, спроектированных для использования с увеличенными интервалами замены. Они обеспечивают низкий коэффициент трения и обладают низкой вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s). Как и в других случаях, важно проверять инструкцию по эксплуатации, поскольку они могут не подойти для некоторых двигателей.

C1 Эти масла предназначены для автомобилей с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они подходят для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизельных двигателей, нуждающихся в маслах с низким коэффициентом трения, малой вязкостью, низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности. При этом их вязкость при высоких температурах и быстрых скоростях сдвига составляет 2.9 mPa.s. Использование этих масел помогает увеличить срок службы сажевых фильтров и катализаторов, а также способствует топливной экономии. Однако они могут не подходить для некоторых двигателей, поэтому важна консультация с руководством по эксплуатации.

C2 Эти масла также предназначены для автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они идеально подходят для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизельных двигателей, требующих масел с низким коэффициентом трения и минимальной вязкостью при высокой температуре и скорости сдвига в 2.9 mPa.s. Масла способствуют продлению срока службы сажевых фильтров и катализаторов, а также улучшают экономию топлива. Однако их применение может быть ограничено для некоторых двигателей, поэтому стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

C3 Эти масла предназначены для автомобилей с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они подходят для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизельных двигателей с минимальной вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Их использование помогает продлить срок службы сажевых фильтров и катализаторов. Однако масла могут не подойти для определенных моделей двигателей, поэтому важно следовать рекомендациям инструкции по эксплуатации.

C4 Эти масла разработаны для автомобилей с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они предназначены для высокопроизводительных бензиновых и легковых дизельных двигателей, нуждающихся в маслах с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности, с минимальной вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Таким образом, масла способствуют продлению срока службы сажевых фильтров и катализаторов. Тем не менее, они могут оказаться неподходящими для некоторых двигателей, поэтому обязательно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

E - предназначены для высокомощных дизельных двигателей грузовиков.

Чем выше числовое значение рядом с буквой, тем более высоки эксплуатационные характеристики масла. Последние две цифры обозначают год, в котором класс был подтвержден.

Классификация масел ILSAC

Подразделяют масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей:

  • ILSAC GF-1;
  • ILSAC GF-2;
  • ILSAC GF-3;
  • ILSAC GF-4;
  • ILSAC GF-5.

GF-1 - GF-3 - устаревшие.

GF-4 Введена в 2004 году. Соответствует стандарту API SM и обязательным требованиям к экономии топлива. Подходит для классов вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Обладает повышенной устойчивостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и сниженной тенденцией к образованию осадков по сравнению с GF-3. Также масла этой категории должны быть совместимы с каталитическими системами очистки отработанных газов.

GF-5 Введена в 2010 году. Соответствует стандарту API SN, предъявляющему более строгие требования к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам и устойчивости к образованию осадков. Новые требования также касаются защиты турбинных систем от отложений и совместимости с эластомерами.

Остались вопросы? ГК Витес бесплатно поможет подобрать моторное масло на грузовой автотранспорт, спецтехнику в рамках бюджета, для этого:

Мы оказываем консультации и принимаем заявки на ремонт грузовиков и заявки на подбор запчастей дистанционно и рады видеть Вас в числе наших клиентов и партнеров!

Смотрите также

МЕНЮ