Малоизвестные параметры двигателей
В мире автомобилестроения существует множество параметров двигателей, которые могут быть не так широко известны, но играют важную роль в работе и эффективности двигателя. Вот некоторые из них:
Степень сжатия
Это отношение объема цилиндра и камеры сгорания при нахождении поршня в НМТ (низкая мёртвая точка – самое низкое положение поршня) к объему камеры сгорания при нахождении поршня в ВМТ (верхняя мёртвая точка – самое верхнее положение поршня). Высокая степень сжатия обычно приводит к улучшению топливной эффективности. Степень сжатия дизельных двигателей находится в районе 20-22 единиц, тогда как у бензиновых – 9-10 единиц.
Момент инерции двигателя
Описывает сопротивление двигателя изменению скорости вращения. Меньший момент инерции позволяет двигателю быстрее реагировать на команды акселератора. Моменты инерции вращающихся деталей двигателя в среднем колеблются в пределах: для легковых автомобилей 0,02-0,07, для грузовых автомобилей 0,04-0,3 кгм/сек².
Тепловой КПД
Это мера того, как эффективно двигатель преобразует тепло, выделяемое при сгорании топлива, в полезную работу. Большинство двигателей имеют относительно низкий тепловой КПД (в среднем 46% для грузовых автомобилей), и улучшение этого параметра является ключевым направлением развития.
Цетановое число (ЦЧ)
Определяет способность дизельного топлива противостоять детонации или "стуку", аналогично октановому числу для бензина. Высокий ЦЧ указывает на то, что топливо может выдерживать более высокие давления без самовоспламенения. В среднем используется дизель с показателем ЦЧ 45-55. Горючее с показателем выше 50 рекомендуется использовать для холодного времени года.
Вязкость моторного масла
Влияет на смазку двигателя, теплоотвод и защиту от износа. Правильный выбор вязкости масла критичен для долговечности двигателя. Если грузовик работает в условиях сильно низких температур (ниже -20 C°), то рекомендуется брать масло с вязкостью 5w40, в иных случаях лучше подойдёт 10w40.
Гидродинамический радиус
В контексте подшипников скольжения, это расстояние от центра вращения вала до точки, где давление жидкости в подшипнике максимально. Этот параметр важен для определения условий смазки и износа подшипника.
Скорость пламени
Скорость, с которой пламя распространяется от искры до полного сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндре. Она влияет на эффективность и стабильность работы двигателя. В средней части камеры сгорания она достигает 60…80 м/с.
Коэффициент избытка воздуха (λ)
Отношение фактического количества воздуха, поступающего в двигатель, к теоретически необходимому для полного сгорания топлива. Оптимальное значение λ важно для достижения максимальной эффективности сгорания. Поскольку в современных дизелях распределение топлива в камерах сгорания отличается большой неравномерностью, поэтому и применяются высокие коэффициенты избытка воздуха а = 1,15-2,4.
Эти параметры влияют на многие аспекты работы двигателя, включая мощность, экономичность, долговечность и экологичность. Понимание и оптимизация этих параметров может значительно улучшить характеристики двигателя.