Ремонт и замена турбокомпрессора

Турбокомпрессор

Работа турбокомпрессора 

Турбокомпрессор представляет собой конструкцию в виде специального узла в системе питания автомобиля. Он обеспечивает увеличение мощности мотора посредством принудительного нагнетания воздуха в цилиндры двигателя. За счет установки турбокомпрессора можно получить снижение расхода топлива, не получив при этом существенное снижение в мощности.

В данной работе более подробно будет рассмотрена специфика работы турбины грузового автомобиля. Основной принцип технической системы состоит в том, что жесткая ось образует соединение между центробежным насосом и турбиной.

Принцип работы турбокомпрессора основан на использовании энергии отработавших выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Поток воздуха, пропускаемый через воздушный фильтр, сжимается турбиной, а затем подается ею же в цилиндры двигателя. Необходимо отметить, что моторы с очень высокой удельной мощностью и турбинами высокого давления зачастую испытывают на себе основной недостаток одиночных турбокомпрессоров, а именно турбозадержку (или турбояму). Возникновение такого результата обусловлено тем, что колеса агрегата имеют массу и некоторую инерцию, поэтому не могут мгновенно раскручиваться при повышении оборотов силового агрегата. В результате при наличии турбированного двигателя резкое нажатие на педаль газа не дает одномоментного увеличения скорости – возникает потеря мощности. Решением данной проблемы служат специальные системы управления турбиной, турбокомпрессоры с изменяемой геометрией, последовательно-параллельные и двухступенчатые системы наддува, и другие.

Признаки неисправности турбокомпрессора 

Для своевременного выявления признаков сбоя в работе турбокомпрессора следует обращать внимание на особенности поведения автомобиля во время его эксплуатации. К признакам неисправности турбины, свидетельствующих о необходимости проведения ремонтных работ, можно отнести:

  • понижение мощности мотора, ухудшение показателей динамики, требуется больше времени, чтобы набрать обороты;

  • изменение цвета отработавших газов, выхлопной дым приобретает цвет от белого до черного и темно-синего оттенков;

  • повышается уровень шума при работе мотора, который можно воспринять на слух;

  • увеличение потребления масла автомобилем и появление выраженного «горелого» запаха;

  • пониженное давления воздуха или масла, в том числе периодическое;

  • повышенный люфт ротора.

Турбокомпрессор

Если не предпринять своевременные меры по устранению неисправностей, то в последствии это может стать причиной поломки двигателя автомобиля. 

Прокладка турбокомпрессора

Прокладка турбокомпрессора – одна из важнейших комплектующих, обеспечивающая изолированность системы, которая предупреждает об утечке смазки турбокомпрессора.

С ее помощью, используемые в выхлопной и воздушной системе, масляные магистрали надежно герметизируются. По своей форме прокладка турбокомпрессора повторяет контор места подлежащему герметизации.  Высокие температурные режимы работы турбины, обуславливают использование огнеупорных материалов для изготовления прокладок. На сегодняшний день на рынке можно найти прокладки из металла, а также металлоасбестового и паронитового материала. 

Прокладка турбокомпрессора

Обслуживание прокладки турбокомпрессора

Из-за деформации прокладки выявляется утечка сжатого воздуха и отработанных газов. В результате КПД турбонаддува падает, увеличивается вибрация агрегата, в районе капота возникают посторонние шумы, скорость автомобиля уменьшается.

При выявлении утечки масла из-под узла турбокомпрессора, рекомендуется мгновенно восстановить герметизацию. Появление любых масляных потёков, кажущихся незначительными, говорят о тех или других нарушений в работе турбокомпрессора, со временем это может усугубить ситуацию вплоть до выведения из строя турбокомпрессора.

При износе заводской прокладки турбокомпрессора многие пытаются заменить её силиконовым герметиком, объясняя это решение большей огнеупорностью данного материала. Это приводит к изменению положения фланцев, к сужению проходного сечения и засорению масляных каналов. В результате при использовании силиконового герметика будет наблюдаться неправильная работа, а в итоге поломка агрегата. 

Турбокомпрессор

Большое количество автовладельцев при ремонте турбокомпрессора отказываются от замены прокладок, или же пытаются обойтись без них. Из-за несоблюдения правил обслуживания турбокомпрессора видны утечки смазочного материала в масляных трубопроводах, выброс наружу отработанной газовой смеси. Исход весьма неблагоприятный – замена турбокомпрессора в машине.

В результате выполнения работ по восстановлению работоспособности и демонтажа турбокомпрессора, чистка составляющих турбокомпрессора от накопившейся грязи, обслуживание прокладки турбины бессмысленно. Необходимо заменить все прокладки, которые ранее использовались.

Установка турбокомпрессора

Замена турбокомпрессора производится в том случае, если причины выхода из строя системы не позволяют произвести полный либо частичный ремонт. Процесс замены происходит в несколько этапов:

  1. Перед тем как начать процедуру монтажа следует снять с выпускного коллектора и трубы старую прокладку.

  2. С турбокомпрессора снимаются все пластиковые или пенные транспортировочные заглушки. Повторная установка турбины производится только после замены прокладки (может быть использовано уплотнительное кольцо). Перед использованием прокладки необходимо удостовериться в том, что она соответствует конфигурации установочной поверхности. Не допускается использовать в качестве замены жидкую прокладочную мастику или герметики. Попадание внутрь турбокомпрессора избытка вещества может стать причиной новой поломки из-за уменьшения (или прекращения) тока масла. После этого подсоединяется выхлопная труба. Все имеющиеся гайки и болты должны быть затянуты.

  3. Производится установка маслопроводящей трубки.

  4. Через впускное отверстие в турбокомпрессор заливается свежее моторное масло.

  5. Подключение напорного маслопровода производится с учетом отсутствия каких-либо препятствий для свободного тока масла: шланги чистые, не имеют повреждений и пережатий. Для того чтобы избежать ситуаций, при которых происходит снижение пропускной способности маслопровода из-за коксования масла, стоит убедиться, что линии его подачи проходят на достаточном расстоянии от источника тепла.

  6. Следует убедиться, что колесо турбины свободно вращается. Для этого оно несколько раз проворачивается рукой. Допускается небольшой люфт вала вверх и вниз.

  7. К корпусу турбокомпрессора присоединяются впускной и выпускной воздушные шланги герметичным соединением.

  8. Коленчатый вал приводится во вращение на 10-15 секунд, при этом двигатель не запускается. Это необходимо для того, чтобы перед запуском заполнить маслом напорный маслопровод, масляный фильтр и турбину.

  9. Затем запускается двигатель, который работает на холостом ходу в течение 3-4 минут. Данный этап позволяет убедиться в том, что отсутствует утечка масла, воздуха и выхлопных газов.

  10. В заключительном этапе двигатель останавливается для проверки уровня масла, значение которого должно находится в промежутке между минимальной и максимальной отметкой.

Возврат к списку