Сломалась КПП – причины неисправности

Опытные автовладельцы знают, что в плане нагрузки на узлы и агрегаты на втором месте сразу после двигателя находится коробка переключения передач. КПП представляет собой совокупность сложных механизмов, работающих порой в тяжёлых условиях, а это значит, что неисправности и поломки этого агрегата – дело нередкое.
В данной статье будут рассмотрены основные виды неисправностей МКПП и полезные советы по продлению срока исправной службы коробок.
"Механика" в прошлом? – Нет!
- Приемлемая цена. Как правило, вариант с МКПП обходится покупателю авто гораздо дешевле.
- МКПП всё ещё лидируют по показателям экономичного расхода топлива.
- МКПП сложнее перегреть.
- МКПП выдерживает более тяжёлые нагрузки.
- Механика проще в конструкции и прочнее, нежели автомат.
По причине двух последних пунктов МКПП всё ещё популярны в конструкциях грузовых автомобилей и тяжелых кроссоверов, не говоря уже о многих "легковушках".
Немного о сцеплении
Неопытные водители часто путают неисправности в работе КПП с неисправностями сцепления. Хоть сцепление и находится в непосредственной близости к коробке передач, оно являет собой отдельный механизм, который тоже влияет на качественную работу коробки.
Чаще всего среди неисправностей сцепления встречается износ фрикционных накладок диска сцепления, что ведёт к затруднениям в переключении передач и пробуксовке авто. В случаях повреждения "лепестков" корзины наблюдается невозможность переключения передач, а если педаль сцепления становится слишком легко нажимать, это может указывать на неисправности в приводе сцепления (например, разрыв тросса).
Что делать если не работает коробка передач?
В отличие от мотора, КПП имеет чрезвычайно долгий срок службы и может нормально работать в течение всего периода службы машины. Однако это разрешено только в том случае, если трансмиссия обслуживается быстро и эффективно. В ином случае трансмиссия может сломаться независимо от ее срока службы. В этом случае также требуется полный ремонт КПП. Восстановить как автоматическую, так и механическую коробку передач крайне сложно, поэтому не стоит доверять ее непрофессионалам. Легкомысленное и не профессиональное отношение к ремонту коробки передач опасно в случае других поломок, а также больших затрат на восстановление специалистами.
- Отказ передач. (Одной, нескольких либо всех сразу);
- Трудности при переключении передач;
- "Вылет" передачи (при сбросе газа либо ускорении);
- Хруст при переключении передачи;
- Хруст на холостых оборотах;
- Утечка масла из сальников или прокладок.

Возникновение подобных неисправностей может быть вызвано целой массой причин, в основном относящихся к износу шестерен, подшипников и валов, а также пересыхания или повреждения сальников и прокладок.
Износ может вызываться не только "от времени" и большого пробега, но и заливкой в МКПП некачественных трансмиссионных масел, не соответствующих требованиям производителя. Отсутствие своевременного ТО и выбор второсортных запчастей при промежуточном ремонте тоже не лучшим образом скажутся на исправности коробки.Специалисты рекомендуют водителям не пользоваться спортивным либо агрессивным стилем вождения, регулярно осматривать КПП на наличие неисправностей и также регулярно менять в ней масло. При выполнении всех этих требований МКПП по своей надёжности в разы превзойдёт АКПП, и "проходит" очень и очень долго.
Признаки неполадок в КПП
- паразитный шум в коробке передач;
- передачи отключаются самопроизвольно;
- стало чрезвычайно сложно включать программы;
- на картер коробки передач капает масло.

Если шумы слышны регулярно, возможно, необходимо заменить подшипники на первичном валу коробки передач. Если вы слышите шум в некоторых передачах, это может быть вызвано как подшипниками, так и изношенными шестернями. В любом случае без диагностики сделать это невозможно. Если передачи с включаются трудом, это может указывать на неисправность синхронизаторов. Однако часто причина - недостаточное или полное отсутствие масла в коробке передач. В этом случае обойти ремонт точно не получится, особенно если речь идет о МКПП. Не забывайте, что своевременное и обязательное качественное обслуживание убережет вас от дорогостоящего ремонта механических и автоматических трансмиссий
Технология ремонта КПП
Ремонт коробки передач можно разделить на несколько этапов:
- диагностика трансмиссии;
- разборка КПП;
- диагностические блоки;
- поиск неисправностей и сборка;
- установка коробки;
- регулировка сцепления и устройства переключения.
Далее следует разборка коробки передач. Стоит отметить, что ремонт автоматической коробки ОБЯЗВТЕЛЬНО должен проводить профессионал. Это связано с очень сложной конструкцией современных АКПП. После разборки проводится подробная диагностика коробки и поиск неисправных фрагментов конструкции. Кроме того, техник решает, как провести безупречный ремонт - полную замену отдельных деталей или капитальный ремонт.
Замена коробки передач

Поэтому в подобных случаях замена коробки для автовладельца, намного экономичнее, чем ее починка. Полная замена коробки в некоторых ситуациях экономит время автовладельца, так как некоторые запчасти можно заказать только из-за бугра, доставка может занять продолжительно время. Вероятность наличия новой коробки выше, чем вероятность наличия необходимой запчасти в вашем городе. Так что выбор стоит за вами: заменить КПП, которая может прослужить много лет, или сменить сломанную запчасть и, скорее всего, ждать очередную поломку коробки.
Заключительные работы
Как увеличить срок службы КПП
- Всегда переключайте передачи плавно, полностью выжимая педаль сцепления. Это поможет уберечь синхронизаторы и шестерни от преждевременного износа.
- Не стоит держать педаль сцепления нажатой после того, как переключение передачи произошло. Это сохранит годы жизни диску сцепления.
- Выбирать передачи нужно соответственно скорости. По умолчанию наиболее комфортной для работы МКПП считается 4 передача, так как оба вала в этот момент задействованы при минимальной нагрузке на шестерни.
- Пониженную передачу стоит включать на сбросе скорости, а повышенную, соответственно, при её наборе
- Если первая передача включается с хрустом, не стоит выжимать рычаг до упора, а лучше пару раз нажать на педаль сцепления и попробовать снова.
- Хоть и на всех современных авто предусмотрена защитная функция на такие случаи, стоит всё же напомнить, что включать передачу заднего хода при движении вперёд не стоит.
- Как минимум раз в год стоит осматривать коробку на предмет масляных подтёков – первых предвестников целого ряда неисправностей. Менять высохшие сальники и прохудившиеся прокладки нужно до того, как уровень масла в коробке упадёт в следствие течи
- Не лишним будет доливать масло в коробку до нужного уровня каждые 15 тысяч километров пробега
- Не стоит также забывать и о полной замене масла после определённого пробега
- Использовать стоит только рекомендованные производителями авто трансмиссионные масла, и ни в коем случае не следует смешивать масла разных марок. Масла с иными параметрами могут, к примеру, загустеть на морозе, что негативно скажется на общем состоянии КПП.

Смотрите также

