Сломалась КПП – причины неисправности
Опытные автовладельцы знают, что в плане нагрузки на узлы и агрегаты на втором месте сразу после двигателя находится коробка переключения передач. КПП представляет собой совокупность сложных механизмов, работающих порой в тяжёлых условиях, а это значит, что неисправности и поломки этого агрегата – дело нередкое.
В данной статье будут рассмотрены основные виды неисправностей МКПП и полезные советы по продлению срока исправной службы коробок.
"Механика" в прошлом? – Нет!
Сколько бы ни говорили представители "прогрессивного" подхода в автомобилестроении о том, что дни механической коробки передач сочтены, и уже совсем скоро она "выйдет из оборота", у механики всё ещё есть ряд неоспоримых преимуществ в сравнении с АКПП. Стоит перечислить основные из них:
- Приемлемая цена. Как правило, вариант с МКПП обходится покупателю авто гораздо дешевле
- МКПП всё ещё лидируют по показателям экономичного расхода топлива
- МКПП сложнее перегреть
- МКПП выдерживает более тяжёлые нагрузки
- Механика проще в конструкции и прочнее, нежели автомат
По причине двух последних пунктов МКПП всё ещё популярны в конструкциях грузовых автомобилей и тяжелых кроссоверов, не говоря уже о многих "легковушках".
Не работает КПП - возможные причины неисправности
По мнению ряда специалистов, большинство неисправностей МКПП связаны именно со стилем вождения (агрессивный либо спортивный) и неправильными условиями эксплуатации. К "классическим" нарушениям в работе МКПП относят:
- Отказ передач. (Одной, нескольких либо всех сразу)
- Трудности при переключении передач
- "Вылет" передачи (при сбросе газа либо ускорении)
- Хруст при переключении передачи
- Хруст на холостых оборотах
- Утечка масла из сальников или прокладок
Возникновение подобных неисправностей может быть вызвано целой массой причин, в основном относящихся к износу шестерен, подшипников и валов, а также пересыхания или повреждения сальников и прокладок.
Износ может вызываться не только "от времени" и большого пробега, но и заливкой в МКПП некачественных трансмиссионных масел, не соответствующих требованиям производителя. Отсутствие своевременного ТО и выбор второсортных запчастей при промежуточном ремонте тоже не лучшим образом скажутся на исправности коробки.
Специалисты рекомендуют водителям не пользоваться спортивным либо агрессивным стилем вождения, регулярно осматривать КПП на наличие неисправностей и также регулярно менять в ней масло. При выполнении всех этих требований МКПП по своей надёжности в разы превзойдёт АКПП, и "проходит" очень и очень долго.
Немного о сцеплении
Неопытные водители часто путают неисправности в работе КПП с неисправностями сцепления. Хоть сцепление и находится в непосредственной близости к коробке передач, оно являет собой отдельный механизм, который тоже влияет на качественную работу коробки.
Чаще всего среди неисправностей сцепления встречается износ фрикционных накладок диска сцепления, что ведёт к затруднениям в переключении передач и пробуксовке авто. В случаях повреждения "лепестков" корзины наблюдается невозможность переключения передач, а если педаль сцепления становится слишком легко нажимать, это может указывать на неисправности в приводе сцепления (например, разрыв тросса).
Как ещё увеличить срок службы КПП
Не стоит верить распространённому убеждению о том, что за механикой и вовсе следить не нужно, что служит она чуть ли не весь срок эксплуатации авто без каких-либо поломок. Это не так. Ну а для того, чтобы увеличить срок службы трансмиссии, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Всегда переключайте передачи плавно, полностью выжимая педаль сцепления. Это поможет уберечь синхронизаторы и шестерни от преждевременного износа
- Не стоит держать педаль сцепления нажатой после того, как переключение передачи произошло. Это сохранит годы жизни диску сцепления
- Выбирать передачи нужно соответственно скорости. По умолчанию наиболее комфортной для работы МКПП считается 4 передача, так как оба вала в этот момент задействованы при минимальной нагрузке на шестерни
- Пониженную передачу стоит включать на сбросе скорости, а повышенную, соответственно, при её наборе
- Если первая передача включается с хрустом, не стоит выжимать рычаг до упора, лучше пару раз нажать на педаль сцепления и попробовать снова
- Хоть и на всех современных авто предусмотрена защитная функция на такие случаи, стоит всё же напомнить, что включать передачу заднего хода при движении вперёд не стоит
- Как минимум раз в год стоит осматривать коробку на предмет масляных подтёков – первых предвестников целого ряда неисправностей. Менять высохшие сальники и прохудившиеся прокладки нужно до того, как уровень масла в коробке упадёт в следствие течи
- Не лишним будет доливать масло в коробку до нужного уровня каждые 15 тысяч километров пробега
- Не стоит также забывать и о полной замене масла после определённого пробега
- Использовать стоит только рекомендованные производителями авто трансмиссионные масла, и ни в коем случае не следует смешивать масла разных марок. Масла с иными параметрами могут, к примеру, загустеть на морозе, что негативно скажется на общем состоянии КПП