Тормозные накладки для грузовиков

Тормозные накладки

Уже длительное время на легковых автомобилях принято производить замену колодок в сборе. При обслуживании коммерческих грузовиков чаще всего восстанавливают колодки, прикрепляя на них накладки. Так пытаются экономить: значительно дороже поменять колодки, чем наклеить накладки.

Фрикционная накладка представляет собой спрессованную из композита пластину. Она должна жестко крепится на основание колодки.

Нажатие на тормоз вызывает давление в тормозном контуре, которое прижимает колодку к тормозному диску транспортного средства. Накладка трется о поверхность диска, сделанную из металла и, кинетическая энергия от движения транспортного средства становится тепловой энергией. Она принимается колодкой и диском и рассеивается вокруг.

Правильно подобранная пластина соответствует форме колодки и зависит от вида тормозной системы: если тормоза дисковые - она прямая, профиль ее также, а если барабанные - дугообразная, с каплевидным профилем.

Пластина чаще всего прикрепляется заклепками. Клей не долговечен, его применяют для легковушек и легких грузовых машин (газели).

Накладки состоят обычно из одной детали, иногда из нескольких частей. В последнем случае каждая крепится отдельно.

Состав тормозной накладки

Накладки производятся по оригинальным рецептам, компоненты смешиваются и прессуются при помощи двух способов:

  • холодное - при этом способе обработки деталь недорогая, но не так долго служит;

  • высокотемпературное прессование делает деталь более дорогой, но она дольше сохраняет свои свойства.

Далее производится финальное шлифование детали.

Ранее асбест был самым частым из компонентов, входящих в состав планки. Сделанные из смеси с применением асбеста, накладки были мягкими, долговечными, недорогими, и спасали механизм от преждевременного изнашивания. Но тут экологи начали бить тревогу. Сначала запретили амфиболовый асбест и начали использовать хризотиловый, и, хоть многие ученые не считают его вредным, а тем более ядовитым, сейчас и он не используется.

Теперь их производят из множества компонентов: туда входит керамика, органические смолы, синтетический каучук, органические и минеральные волокна. Основной сложностью при производстве является необходимость добиться их сохранности при механических повреждениях и тепловых перепадах (которые иногда достигают – от – 50 до +1000 градусов Цельсия).

Эксплуатация тормозных накладок

Как понять, что уже надо производить их замену? Некоторые машины оборудованы датчиками, которые сигнализируют о необходимости скорой замены. Работают они так: когда накладка становится тоньше, датчик контактами задевает диск, тогда замыкается цепь датчика и начинает гореть индикатор, расположенный на панели приборов.

Если же ничего такого в автомобиле нет, то следует лучше слушать, что за звуки он издает. Дело в том, что конструкция колодок предполагает наличие специальных скобок - скрипунов и при износе накладки они трутся о диск и издают неприятный скрип. Можно также оценить состояние пластины на глаз, через специальные контрольные окна. Они проделаны по краям опорного диска на тормозном механизме (там, где прикреплены цилиндры и колодки) сверху и снизу. Уменьшение уровня тормозной жидкости так же должно наводить на мысль о возможной необходимости замены пластин.

Если же при торможении слышен глухой звук скрежета металла, то это означает, что пластину следует заменить немедленно. На автомобиле нельзя ездить, потому что торможение осуществляется при трении остатков колодки о диск или барабан, тогда очень скоро придется заменить и их, а стоят они во много раз дороже.

Производя замену накладок следует внимательно следить за равномерностью износа колодок на каждой из осей. Если различия составляют более чем два миллиметра, то необходимо осуществить проверку тормозной системы. Если там систематически заклинивает колодки, то возможно неисправны рабочие цилиндры, загрязнены и изношены суппорта со стороны, где не так сильно выражен износ.

Надо также помнить, что пластины портятся от масел и тормозной жидкости. Если накладки замаслены, то тормозной путь транспортного средства становится значительно длиннее и может возникнуть авария в результате его заноса, когда разные колеса срабатывают неравномерно. Поэтому, если на колодках и пластинах обнаружены жидкости, то надо устранить причину их течи, а потом хорошо промыть пластины и протереть их при помощи мелкой наждачной бумаги.

Обслуживание

Если вы собираетесь заменить накладку, при этом оставляя ту же колодку, не относитесь к этому ремонту без должного внимания. Важно помнить, что конструкция тормозов спроектирована учитывая характеристики каждой конкретной детали.

Для разных типов автомобилей колодки, да и накладки конечно взаимозаменяемые, но некоторые фрикционные свойства у них часто различаются. Поэтому лучше всего покупать те изделия, которые рекомендованы заводом. Ничего страшного, если на них нет отверстий для заклепок, даже у оригинальных изделий иногда может и не быть, их можно просверлить самостоятельно или на сервисе.

После того, как удалена старая пластина, в обязательном порядке шлифуют колодку. Если это не было сделано, то можно ожидать неравномерного износа новой пластины и даже возможно заклинивания тормозов.

Покупая колодки важно их внимательно осмотреть, они должны быть хорошо шлифованы, не треснутые, без вкраплений мусора.

Если пластины стоят слишком дешево - не покупайте их. Накладка плохого качества, неправильно подобранная, скорее всего, вызовет порчу тормозного диска. Он может перегреться, вплоть до возгорания при торможении. Пластины хорошего качества позволят вам проехать около 40 – 50 тысяч километров. Не забывайте, что скорость изнашивания зависит так же от стиля вождения и того, как происходит эксплуатация транспортного средства. Следует аккуратнее обращаться с педалью тормоза, тогда колодки будете менять гораздо реже.


Возврат к списку