Турбина дизельного двигателя - принцип устройства и функционирования

Турбина дизельного двигателя

Среди многих не слишком компетентных в вопросах автомеханики водителей распространено мнение о том, что дизельный движок с турбиной слишком сложен в обслуживании, капризен в эксплуатации и дорог в плане ремонта или замены запчастей. Однако тот факт, что в последнее время дизеля успешно ставят даже на самые недорогие модели авто, частично опровергает эту теорию. Данная же статья призвана развеять эти слухи полностью, а посвящена она устройству и функционированию простейшего турбодизеля, а также описанию основных его преимуществ и советам по правильной его эксплуатации.



Стоит сразу отметить, что турбодизель не отличается феноменально высокими показателями долговечности, однако при прочих равных условиях ничуть в них не уступает классическим "атмосферным" движкам.

Принцип работы и пара слов об устройстве

Турбонаддув призван увеличить количество топливо-воздушной смеси в камере сгорания, что при одних и тех же параметрах КС и расхода топлива намного увеличивает мощность движка. Приводится в действие турбокомпрессор при помощи выхлопных газов. Сам по себе турбокомпрессор – это воздушный насос из двух крыльчаток на общей оси, при этом крыльчатки вращаются с огромной скоростью (почти равной скорости звука) благодаря большой скорости вращения оси. Функция компрессора – сжатие всасываемого воздуха и подача его напрямик во впускной коллектор. Рост показателя мощности движка прямо пропорционален количеству подаваемого в коллектор воздуха, и светлые умы автодела воплотили в современных конструкциях турбин всё необходимое для максимального увеличения данного показателя.

Что же касается устройства турбонаддува, то в зависимости от модели авто, для которой он производится, тип его конструкции варьируется. Однако общим для многих турбокомпрессоров является принцип "улитки" в устройстве корпуса: спиралевидный, сужающийся с одного конца канал повышает рабочее давление в турбине, что опять же благоприятно сказывается на мощности движка. Так как ось турбины и ротор работают в различных условиях, изготавливаются они из разных материалов. При изготовлении турбины ротор насаживают на ось во вращении в разных направлениях, что позволяет получить крепкую, неразъёмную спайку двух этих узлов турбокомпрессора. После этого ось балансируют и устанавливают в корпус турбины. Рабочая ось развивает скорость примерно до ста сорока тысяч оборотов в минуту. При этом на том месте, куда на ось усаживают ротор, конструкция оси имеет полость. Предназначение данной полости в том, чтобы препятствовать передаче тепла от ротора к оси.

Структурной сложности данной конструкции добавляют системы динамических уплотнителей и смазки. Уплотнители также выполнены из материалов, препятствующим излишней теплоотдаче на корпус турбины. Установка их производится в специальные пазы, и благодаря им реализуется использование принципа разницы показателей давления в разных областях турбины. Эта же разница в давлении служит для препятствования утечки масла в турбину, и вызывается различием в размере диаметра турбины в разных её частях. Неисправности в работе турбины довольно легко выявить самостоятельно, а вот ремонт её лучше доверить квалифицированным профессионалам с опытом работы в данной области.

Как максимально увеличить срок службы турбины?

Большие требования к условиям эксплуатации турбины обусловлены её сложным устройством. Однако при соблюдении этих требований и советов турбина прослужит автомобилю максимально долго:

  • Не стоит перегружать холодный и непрогретый движок
  • Всегда использовать качественное масло и регулярно производить его замену
  • Обращать внимание на состояние системы смазки турбины, вовремя устранять её засоры
  • Перед тем, как заглушить мотор, стоит дать ему пару минут поработать вхолостую

Большинство специалистов и механиков отмечают, что при соблюдении всех правил эксплуатации турбодизель служит своему владельцу верой и правдой довольно долгое время, экономит немало денежных средств с учётом современных цен на топливо а также положительно сказывается на мощностных характеристиках двигателя.


Возврат к списку