Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы

Основные составляющие тормозной системы

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и/или остановки транспортного средства или механизма. Она состоит из шести тормозных механизмов и пневматического привода.

Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах.

Основные детали тормозного механизма: 

  • тормозной барабан; 

  • опорный диск;

  • две колодки с фрикционными накладками;     

  • две эксцентриковые оси;     

  • четыре стяжных пружины;     

  • разжимной кулак с валом;     

  • щиток;     

  • регулировочный рычаг.

Принцип работы тормозной системы

При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).

При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и появлению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.

При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.

Основные неисправности тормозной системы автомобиля

Особенность механизма тормозной системы (ТС), делится на 3 вида неисправностей узла:

  1. Дефект в тормозном приводе.

  2. Износ деталей узла (колодок, тормозных шлангов, штуцеров, мембраны).

  3. Нарушения в работе усилителя системы.

Группой компаний «ГК Витес» выполняются специальные работы, диагностика ТС

  • Компьютерный контроль, выбраковка узлов выше нормативных допусков.

  • Выявление механического износа узлов.

  • Проверка тормозных валов.

  • Контроль нормативной выработки деталей суппортов.

  • Состояние замкнутого цикла воздушной системы (пневматики).

  • Установка величины износа узлов компрессора.

  • Визуальный, инструментальный контроль узлов, деталей системы.

  • Техническое состояние: дисков, накладок, шлангов, колодок, барабанов, штуцеров, ниппелей.

  • Наладка, регулировка, прокачка жидкостью, сжатым воздухом тормозной системы.

Ремонт тормозной системы

Исправность тормозной системы – основа безопасной эксплуатации автомобиля. Для многотонного грузового автомобиля надежная работа тормозной системы особенно важна. Внедрение новых систем активной безопасности снижает вероятность ДТП, в том числе с участием грузового транспорта. Но одновременно с этим усложняется ремонт и техническое обслуживание тормозной системы современного автомобиля.

Ремонт тормозных систем грузовых автомобилей, прицепов, автобусов, специализированной техники и прочего коммерческого транспорта стоит доверить специалистам группы компаний «Витес», потому что:

  • при вводе в эксплуатацию тормозных систем требуется использование специального оборудования, такого как, например, модуляторы тормозных усилий или мультимарочный сканер диагностики JalTest (Джалтест). СТО ГК «Витес» располагают профессиональным оборудованием в необходимом объеме;
  • ремонт современных тормозных систем большегрузных автомобилей требует профессиональных знаний и значительного опыта, которыми обладают специалисты СТО ГК «Витес»;
  • специалисты ГК «Витес» прошли необходимое обучение, имеют допуски, необходимые к проведению данного типа работ, и постоянно повышают уровень своих знаний;
  • на складе ГК «Витес» в Самаре всегда можно купить или заказать необходимые запасные части, датчики и расходные материалы для ремонта тормозов;
  • предлагаем клиентам разумные цены;
  • имеем возможность переклепать тормозные накладки
  • к Вашим услугам комфортабельная комната отдыха, откуда будет удобно наблюдать за работами, проводимыми с автомобилем.

Ремонт тормозного суппорта

В зависимости от износа тормозного узла, характер ремонтных работ может отличаться своей сложностью. Чтобы выяснить конкретную проблему и фронт работ, нужно провести диагностику всего тормозного суппорта грузовика.

Так как сам тормозной узел состоит из нескольких систем, основные работы над тормозным узлом могут быть разделены по нескольким направлениям:

  • Общий ремонт тормозного суппорта;
  • Ремонт заднего тормозного суппорта;
  • Ремонт переднего тормозного пути;
  • Ремонт направляющих тормозного суппорта.
Следует учесть не только нагрузки, но и модель грузового автомобиля, условия эксплуатации, дорогу, времена года. Процедура разбора направляющего суппорта:
  1. С четырех суппортов с помощью двух гаечных ключей откручиваются болты. Первым ключом задерживается гайка, другим откручивается болт.
  2. Теперь направляющий суппорт легко приподнимается. Если детали трудно снимаются с колодок, то легкими постукиваниями молотком, и покачиванием в разных направлениях устройство постепенно отводится.
  3. Далее снимаются направляющие суппортов, которые держатся пыльником направляющих суппорта, демонтаж которого не сложен. Для этого надо отверткой поддеть резиновый компонент, снять деталь.

Частой проблемой может стать задняя часть тормоза, поскольку именно она берет на себя основную часть удержания машины во время всего тормозного пути.

Но самой главной деталью является передняя часть тормоза. Как считают механики и эксперты, именно ремонт переднего тормозного пути является самой сложной и самой важной в тормозной системе, поскольку она отвечает за торможение во время разгона.

И вновь, нужно акцентировать внимание на том, что следует правильно спланировать весь ход работ после комплексной диагностики.




Эффективность электронной тормозной системы

В середине 2000-х годов в США проводились исследования, направленные на изучение надежности и долговечности ECBS при работе в реальных условиях. В частности изучались:

  • поведение системы курсовой устойчивости и адаптивного круиз-контроля, а также системы предупреждения столкновений;
  • оценивалась эффективность дисковых тормозов по сравнению со стандартными барабанными с S-образным кулачком;
  • оценивалась ремонтопригодность ECBS;
  • оценивалась совместимость тягачей и полуприцепов разных производителей с обычными ABS;
  • оценивалась безопасность с точки зрения сокращения аварийности и реакция водителей на работу самой ECBS, а также другие факторы.

В исследовании приняли участие 48 тягачей Freightliner и 100 полуприцепов различных марок. Транспортные средства были разделены на две группы. В первой группе тягачи были оснащены ECBS, а полуприцепы имели обычную пневматическую тормозную систему. Во второй группе и тягачи, и полуприцепы были оснащены ECBS, которые обменивались между собой информацией по высокоскоростным шинам передачи данных. Тестирование длилось 12 месяцев, в течение которого фиксировалась информация с бортовых шин данных J1708, J1939, CAN ISO 11992 и с различных датчиков. Кроме того, были учтены более 500 заявок на ремонт тормозной системы и шин, полученных от водителей испытуемых транспортных средства. Кроме того проводилась диагностика 15 тягачей и 4 полуприцепов, с целью выявления возможных скрытых неисправностей. В результате испытаний первая группа транспортных средств прошла более 2,3 млн. миль, вторая группа прошла более 1,1 млн. миль. Всего на протяжении исследования водители произвели 1,19 млн. торможений. Исследования показали, что стабильность при торможении дисковыми тормозами значительно превосходит стабильность при торможении барабанными тормозами. При этом на 25% уменьшилась время реакции тормозной системы на нажатие педали тормоза, и на 50% уменьшилось время самого процесса торможения. Однако, некоторые водители посчитали такое торможение слишком резким, которое трудно контролировать при низких скоростях движения. Тем не менее 60% опрошенных водителей отметили, что ECBS является полезной инновацией. В том числе 90% посчитали, ECBS повышает эффективность торможения и эта система помогает им в более комфортном управлении транспортным средством. Также высокую оценку заслужили дисковые тормоза, которые по словам водителей, требуют меньше воздуха в тормозной системе и более эффективны. Система адаптивного круиз-контроля также хорошо была воспринята водителями. В 60% всего времени движения система круиз-контроля была активизирована. При этом выяснилось, что при низкой скорости движения в круиз-контроле нет необходимости и он редко используется.

При этом был отмечен рост затрат на плановое техническое обслуживание для автомобилей, оборудованных ECBS. По оценкам экспертов, ECBS потребовала увеличение трудоемкости на 75 человекочасов на каждый 1 млн. миль пробега, в связи с чем затраты на работы по ТО увеличились на 33% по сравнению с транспортными средствами, имеющими только ABS с барабанными тормозами. Это было вызвано также тем, что многие механики не имели знаний и опыта, чтобы обслуживать ECBS. В месте с тем, специалисты компании Bendix на основании опытных данных пришли к выводу, что срок службы колодок дисковых тормозов вдовое превышает срок службы колодок барабанных тормозов. По их оценкам 100% колодок дисковых пройдут 500 тыс. миль, по сравнению с 67% колодок барабанных тормозов. При этом при замене колодок дисковых тормозов происходит существенная экономия времени по сравнению с заменой колодок барабанных тормозов. Кроме того, для функционирования дисковых тормозов требуется меньшее время работы компрессора, что, соответственно, уменьшает его износ.

Таким образом, эксперты сделали вывод, что в целом ECBS способствует повышению эффективности эксплуатации автопоездов. Вместе с тем некоторое увеличение затрат на ТО может быть нивелировано повышением квалификации обслуживающих транспортные средства механиков.


Аварийные режимы работы

При обнаружении неисправностей, некоторые функции системы EBS отключаются. Функции, на которые не влияют обнаруженные неисправности, продолжают действовать. Режим работы системы EBS с ограниченными функциями называют «аварийным режимом».

Работа без антиблокировочной функции ABS: в зависимости от обнаруженной неисправности, функция ABS может не выполняться на отдельном колесе, оси или на всем транспортном средстве.

Работа без противобуксовочной функции ASR: противобуксовочная функция может не работать полностью или частично. Полное отключение функции означает, что не работает управление тормозами и двигателем транспортного средства. При частичном отключении не работает только управление системой ASR тормозами.

Контроль давления / вспомогательный контроль давления: обычно, контроль тормозного давления осуществляется по сигналу соответствующего датчика. При отсутствии сигнала с этого датчика, контроль может выполняться с помощью вспомогательных средств. В этом случае, мы говорим о вспомогательном контроле давления. Однако, в сравнении с традиционным способом, точность такого регулирования ниже.

Резервный режим работы: при полном выходе из строя электрической системы управления давлением, соответствующая ось тормозится с помощью давления в резервной системе.


Стоимость ремонта тормозной системы

№ п/п Наименование работ Объем нормо-часов Стоимость, руб.
1 Тормозные колодки на передней оси: снятие/установка/замена 1,4 1540
2 Тормозные колодки на ведущей оси: снятие/установка/замена 1,9 2090
3 Тормозной механизм: капитальный ремонт суппорта 2,7 2970
4 Тормозные диски передней оси: снятие/установка/замена; 3,3 3630
5 Тормозные диски ведущей оси: снятие/установка/замена 5,4 5940
6 Тепловой зазор всех тормозных колодок: проверка/регулировка; 1,1 1210
7 Ступица (1) переднего колеса: снятие/установка, замена уплотнительных колец (а/м с дисковым тормозным механизмом); 3,4 3740
8 Ступицы (обе) колес переднего моста: снятие/установка/замена уплотнительных колец (а/м с дисковым тормозным механизмом ) 6 6600
9 Поворотный кулак переднего моста слева: снятие/установка/замена по результатам осмотра (а/м с барабанным тормозом) 6,8 7480
10 Поворотный кулак переднего моста справа: снятие/установка/замена по результатам осмотра (а/м с барабанным тормозом) 6,5 7150
11 Поворотные кулаки (оба) переднего моста: снятие/установка/замена по результатам осмотра (а/м с барабанным тормозом ) 10,8 11880
12 Ступицы (обе) колес второго заднего моста с планетарными колесными передачами: снятие/установка/уплотнение а/м с дисковым тормозным механизмом 7,8 8580
13 Тормозные диски переднего моста: снятие/установка/замена по результатам осмотра (скоба колесного тормозного механизма снята) 3,5 3850
14 Тормозные диски заднего колеса: снятие/установка/замена по результатам осмотра (а/м с HL7/HD7 (тормозные колодки сняты) 7,3 8030
15 Тормозные диски задних колес: снятие/установка/замена по результатам осмотра (а/м с HL6), (тормозные колодки сняты) 5,7 6270
16 Колесный тормозной механизм (1) дисковых тормозов: ремонт (для SN 6000/7000) 1,7 1870

Стоимость 1 нормо-часа - 1100 руб.